воскресенье, 6 января 2008 г.

АКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ЗА И ПРОТИВ.

В силу того, что бизнес в России (особенно крупный) тесно связан с политикой, считается, что акции государственных предприятий самые стабильные и надежные бумаги на нашем фондовом рынке. Причем управляющие компании веру в это основательно поддерживают, создавая различные ПИФы государственных акций и прочие инструменты. Что ж, возможно, доля истины в этом есть – примеры налицо – как ЮКОС, так и ГАЗПРОМ, получивший при помощи государства контроль в Сахалинморнефтегазе. Но так ли это на самом деле, если смотреть именно с точки зрения закономерностей бизнес – процессов? Причем даже участие государства в бизнесе в России имеет свой “национальный колорит”.

Скажем проще – в настоящий момент государство становится на губительный путь экономики по советски. Заключается это в попытках влезть везде и всюду, и контролировать все путем создания госкорпораций. У нас появилась Авиастроительная, Судостроительная, даже Олимпийская корпорация. Но, печально, что 70-ти летний опыт создания и государственной поддержки различных госкорпораций и заводов – гигантов ничему не учит в историческом масштабе. Это очередной замкнутый круг – нерациональное распределение сверхдоходов от нефти.

За примером далеко ходить не нужно. Сейчас активно продвигается, и даже пиарится создание самолета SUPERJET SUKHOI 100 – как первенца возрожденного Российского авиапрома. И авиастроительная корпорация активно поддерживается государственными деньгами, правительство принимает в этом самое активное участие и вновь слышится уже подзабытые нотки – “планы на гора”, “пятилетка за 3 года” ( в нашем случае – 400 самолетов к 2011 году). Не загорами и торжественные новости с “полей” – о сходе со стапелей первого самолета, пятого, десятого и.т.д.

Но есть в России еще одна беда – это стремление к державности даже там, где ее нет и никогда не было. Россия давно потеряла конкурентноспособность на мировом авиационном рынке ( если, сильно покривя душой назвать влиянием навязывание братьям по соцлагерю наших жутко нерациональных, неудобных для пассажиров и неэкономичных ТУ и Илов), но сейчас государство немного приподняло голову после лихих девяностых, и опять зазвучали мотивы про то что мы должны быть “впереди планеты всей”. Но дело в том, что СУПЕРДЖЕТ – это самолет, который был бы актуален году в 1997, 1998. А сейчас, рассуждать о том, что он займет свою нишу на рынке МИРОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК – как минимум наивно. Я немного знаком с техническими характеристиками самолетов, и , поверьте – В ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТАКОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ ВЕДУЩИЕ МИРОВЫЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ ОТКАЗАЛИСЬ БЫ ОТ BOEING и AIRBUS в пользу SUPERJETа! Нет, конечно наши отечественные перевозчики его обязательно приобретут, так как сейчас крупный бизнес “прислушивается к рекомендациям из Кремля”, но говорить о перспективах его на мировом рынке – просто смешно. И исходя их этого, все перспективы получить огромную, раздутую, но при этом убыточную корпорацию, которую государство будет поддерживать и спонсировать, за счет нефтяных доходов, вероятны как никогда. Свою нишу на самолет займет даже на нашем рынке – флот воздушных судов в России уже давно нуждается в обновлении, но это никак не будет связано с эффективностью бизнеса авиастроительной госкорпорации. Но что бывает, когда нефтяные доходы заканчиваются? В прочем, я думаю, все прекрасно понимают реалии планово распределительной экономики, существовавшей в СССР. И вот именно такой путь развития Российской экономики пугает больше всего.

Думаю, что бизнес и экономика, должны существовать отдельно от политики. Государство самый неэффективный собственник – и это давно доказано. И уж никак не влияет это на державность – поверьте мне. Американцы, поняв в 70-х, что их легковое автомобилестроение не справится с Японским, добровольно отдали эту нишу и даже пустили Японских производителей в США. Но при этом, в сегменте крупнотоннажных грузовиков им нет равных в мире, а в Америке они фактически уничтожили систему железнодорожных грузовых перевозок.

Помимо примера с СУПЕРДЖЕТОМ, можно привести много других примеров, подтверждающих очень недальновидный подход к бизнесу у нас в стране. Один АВТОВАЗ чего стоит – а ведь предприятие, которое уже почти 50 лет не может выпустить ни одного нормального автомобиля, должно умереть само по себе без всякой поддержки и сожаления. Но у нас все идет наоборот – поднятие пошлин на ввоз иностранных автомобилей и прочие “адекватные рыночные меры”. Это и Роснефть с Внешторгбанком, которые провели образцово-показательное “народное IPO”, но при этом акции Роснефти толком начали расти к концу 2007 года, а акции Внешторгбанка, вообще сейчас ниже цены размещения. Но они спокойно и уверенно раздувают бизнес, скупают всевозможные активы ( порой без всякой оценки качества и экономической эффективности), потому что у них есть самое главное – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА.

Так что выводы на мой взгляд очевидны – в отношении того, стоит ли приобретать и надеяться на акции государственных предприятий. Законы бизнеса все равно берут свое ( пример с тем же Внешторгбанком), сколько бы государство не покровительствовало. Поэтому думайте, думайте, и еще раз думайте. Но все таки, при выборе ценных бумаг нужно руководствоваться экономическими, а не политическими соображениями.

Ну что, праздники заканчиваются, начинаем наши ратные труды!

7 комментариев:

Воронежский бомж комментирует...

я гляжу вы вошли в новый год с новым дизайном сайта! мне новый дизайн нравится больше, чем прежний!

по поводу госкомпаний - позиция далеко неоднозначная. например сбер оказался успешным, хотя в самые последние дни, когда уже надо было оплачивать заявки цена опускалась в уровень с ценой размещения. но в итоге все ок. а с втб конечно это ужас. повезло тому, кто в первые полчаса, или сколько там прошло времени, успел продать свеженькие акции. цена там ведь скакнула неимоверно, что аж торги приостановили. да еще и выпуски акции втб поперемешали.

Владимир Карасенко комментирует...

Эти да, это точно. НО СБЕР это фактически карманный банк правиьельства - он будет существовать столько, сколько будет это государство. Так же как и Газпром - собственно всю нашу экономику тащит. Но вот тенденция к созданию новых госкорпораций - пугает...

Анонимный комментирует...

Если неэффективный менеджмент госкорпораций - это правило, спорить с этим не буду, то пример - крайне неудачный.
Списываю на недостаточное знание отрасли авиастроительства. Я и сам этой отраслью не особо интересуюсь, но в 2004 году у нас в вузе были практические семинары, и нашей группе как раз досталась оценка рыночных перспектив проекта RRJ (по крайней мере так он назывался раньше). Поэтому тема близка.
RRJ - представитель другой ниши авиаперевозок - региональных самолетов в мире как раз очень не хватает. И считать RRJ конкурентом BOEING и AIRBUS не стоит, особенно если учесть, что Boeing как раз является одним из основателей проекта.
Конкуренты у RRJ есть: Embraer и Bombardier. Спорим, Вы раньше о них не слышали. Однако это не мешает этим компаниям быть вполне успешными производителями самолетов. И у нашего самолета есть хорошие шансы закрепиться на рынке.
От бизнес-плана, который мы анализировали в 2004-м, RRJ практически не отстает. Поэтому не стоит охаивать хороший рыночный проект только по тому, что его поддерживает государство.

Владимир Карасенко комментирует...

Ну тогда считайте проспорили ( улыбочка..) Прекрасно знаю и про БРАЗИЛЬСКИЙ Embraer и про КАНАДСКИЙ Bombardier. И про то какую нишу региональных перевозок они занимают. Более того, милый потомок А. Друзя, знающий абсолютно все, и уверенно считающий, что все остальные ничего не знают, и даже готов спорить об этом ( следующий раз спорим на твою квартиру), я даже знаю что такое глиссада, угол акати и реверс, ну а уж про марки самолетов и подавно, мог бы тебе для сравнению описать разницу в геометрии крыла этих самолетов, да только желания нет изъясняться в подобном ключе... Даже помню как Аэрофлот в 2004 году подписал протокол о намерении приобрести 50 Эмбрайров, но зарубили сделку на административном уровне уже тогда, видимо в контексте перспектив Суперджета.
Так что тоже не спешите с выводами о недостаточном знании авиаотрасли - я писал на тему эффективности госпредприятий, а не про авиаотрасль, на эту тему я дискутирую на форуме АВИА.РУ.
Не спорю, что самолет нужен - да засунут его и иностранцам спору нет - можно дать такую форму мягкого лизинга, что возьмешь что угодно. Но при этом говорить об ЭФФЕКТИВНОСТИ ОАК, ее прибыльности -это преждевременно. Автомобиль ГАЗЕЛЬ тоже занял свою рыночную нишу - но при этом его качество и эффективность ГАЗа не имеют с этим ничего общего.
Так же преждевременно обвинять человека в незнании чего либо. Кстати - на Эмбраере ERJ - 170 один раз летал, если что...И в аэропорту Южно - Сахалинска отработал некоторое время в Комиссии по допуску летного состава. Так что давайте не торопиться с барского плеча списывать на незнание человека о чем либо..
Поосторожнее со спорами и высокомерными утверждениями.

Владимир Карасенко комментирует...

А про бизнес планы и прочую маркетинговую лабуду - Давыдова почитай, хорошо изъясняется и называет вещи своими именами...

Анонимный комментирует...

Знаете-знаете. Верю. :) Не надо так эмоционально реагировать, тем более, что если отбросить рассуждения о том, какой я высокомерный, то в остатке мы с Вами полностью солидарны:
"государственный менеджмент неэффективен... шансы у нашего самолета закрепиться на рынке есть"
"Не спорю, что самолет нужен... Но при этом говорить об ЭФФЕКТИВНОСТИ ОАК, ее прибыльности -это преждевременно"
Ну и в чем разногласия? :)
Мир?

Владимир Карасенко комментирует...

Николай...абсолютный мир. Я то и писал ответ, не убирая эмоций рассчитывая на то что человек достаточно разумный и обижаться не станет....

Самая полная книга о сути денег «для чайников»

Эта книга — одна из тех немногих , впечатление о которой к концу прочтения у меня сильно поменялась по сравнению с началом. Хотя, признаюсь,...