Признаюсь, в последнее время я стал довольно частым участником дискуссий по вопросам маркетинга и управления предприятием. И в связи с этим, у меня сформировалось некоторое видение тенденций в Российском бизнесе, и в этих направлениях в целом.
Как известно, многие компании и их непосредственные руководители очень сильно ударились в концепции “эффективного управления” и “бизнес - лидерства”. В настоящий момент в системе менеджерского образования идет слепое копирование Американского опыта, причем самой эфемерной части системы образования, которая говоря простыми словами – НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. В тренинги по “эффективному продвижению”, “самореализации”, “психологии успеха и прочие сигмы руководства” вкладываются огромные бюджеты, а с противоположного берега существует целая индустрия, которая построила на этой потребности в самореализации хороший бизнес – начиная от выпуска книг и проведения тренингов, и заканчивая таким культовым способом слива корпоративных капиталов как “консалтинг”.
Увы, но уход от практической реальности идет все быстрее и быстрее. Плоды этих лидерских концепций, по большому счету, мы сейчас можем видеть в ситуации в Американской экономике – так как пузырь, который раздувался лишь с целью увеличения оборотных капиталов и повышения акционерной стоимости ( для получения хороших опционных бонусов бизнес - лидерами) рано или поздно должен был сдуться. Но самое страшное – никто не хочет осознавать реальность и сейчас.
А что же есть на самом деле? А на самом деле есть то, что вся эта система…нет, не подумайте – не ерунда и полная чушь, как может быть кому-то показалась я имел в виду в своем введении – ЭТА СИСТЕМА в 95% случаев просто НЕ НУЖНА.
Давайте, как обычно, рассматривать примеры. Есть ряд легендарных личностей в маркетинге – например “гуру всех времен и народов Джек Уэлч”. Его работа по созданию модели бизнес - структуры в General Electric в нынешней системе обучения менеджменту и маркетингу берется как эталон. Все эти концепции обсуждаются как самые успешные, исходя из них строятся и проводятся тренинги, да и бизнес многие структуры пытаются строить по какой нибудь “эффективной модели”.
Ну вроде бы не к чему придраться – корпорация развивается, акционерная стоимость за время его работы выросла в разы – разве не объективный показатель? Не побоюсь дать ответ – НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ ВООБЩЕ. И не только в отношении УЭЛЧА и GE. А в отношении многих других предприятий тоже.
ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, НИКАКИЕ БИЗНЕС КОНЦЕПЦИИ НЕ ПОЗВОЛИЛИ БЫ ПОДНЯТЬ GE до тех высот, где компания находится сейчас, без КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ! Есть компания Kodak – которая является безусловным лидером на мировом рынке фотопродукции – потому что у компании есть ЛУЧШАЯ ПРОДУКЦИЯ В СВОЕЙ ОТРАСЛИ (ну конечно – комплект бизнес - лидеров в головном офисе прилагается, как же без них). Корпорация XEROX – является лидером на рынке копировальной и печатной техники только потому, что она выпускает ЛУЧШУЮ ПЕЧАТНУЮ И КОПИРОВАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ! И никак иначе друзья мои – и ИМЕННО ЭТО ОСНОВА УСПЕХА, а не эфемерные концепции бизнес- лидерства.
Кстати, в свою очередь можно напомнить о такой корпорации как POLAROID, которая сначала, образно говоря, скатилась в яму, а при появлении цифровой фотографии просто канула в лету. Преимущество мгновенного получения фотографии сразу после съемки были нивелированы такими, как низкое качество этой съемки, дороговизна расходных материалов и собственно себестоимости фотографии, недолговечность фотографии, громоздкость фотоаппарата. Ну а с появлением качественного цифрового фото POLAROID просто стал не нужен. И УВЕРЯЮ ВАС, НИКАКИЕ, САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ БЫ ЕГО НЕ СПАСЛИ!
И именно продукция GE сделала Уэлча тем, кем он стал, а не он сделал корпорацию такой, какая она есть. И поверьте, в своей работе, это очень важно – отделять зерна от плевел и не заниматься самоуспокоением и уходом от реальности, особенно если организация не крупная и средств не так много – подумайте, перед тем, как вбухать эти деньги в какой-нибудь корпоративный тренинг.
Я все больше и больше прихожу к банальному выводу, что рецепт достижения успеха обалденно прост. Первое – это выбор занятия по душе, а второе – для того чтобы достичь успеха нужно просто взять свой плуг, и пахать свое поле. И ЭТО ВСЕ! Все остальное – индустрия развлечений.
P.S. Кстати, небольшая задачка на засыпку – больше касается области продаж. Допустим, в одном городе В есть 2 примерно одинаковые компании, продающих кондиционеры. Внешне они абсолютно равны, условия бизнеса одинаковые для всех, но вот руководство одной из компаний решает повысить свою эффективность – начинает оптимизировать структуру, проводить тренинги для персонала, активно читает нетленные труды Гуру, а вторая компания просто ежедневно, рутинно работает. Как вы думаете – в какой компании клиент закажет и купит кондиционер?
Правильный ответ: купит он его в той компании – КОТОРАЯ ДАСТ САМУЮ БОЛЬШУЮ СКИДКУ. И давайте не забывать, что мы в России, и черезчур навязчивый, шаблонный сервис клиента может попросту отпугнуть.
Вот такие мысли меня нынче посещают.
В. Карасенко.
2 комментария:
"Правильный ответ: купит он его в той компании – КОТОРАЯ ДАСТ САМУЮ БОЛЬШУЮ СКИДКУ." - ДА ты прав, но это касается только того населения которое предпочитает покупать в эльдорадо. А те кто не любит разбираться с гарантией и прочими проблемами готовы заплатить на 10-15% больше, но не думать А ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ У МЕНЯ ЧТО-ТО СЛОМАЕТСЯ?
И еще покупая машину куда вы пойдете в темную подворотню с надеждой купить дещевле на 100$, или к цивилизованныи продавцам с гарантией на этот продукт. Поэтоиу делаем вывод: Одни предпочитают дешевле, но с риском, а другие ищут надежность и полный сервис и горовы за это платить.
Тож верно...но я имел ввиду несколько другое. Я имел ввиду при прочих равных условиях. Ну для более прямолинейной аналогии - сравните 2 бутика, абсолютно одинаковых, только в разных местах...
А насчет этого да - идя в Эльдорадо, надо быть готовым купить все что угодно...
Отправить комментарий